Элитарный Клуб корпоративного поведения
Сегодня: 16 июля 2018

карта сайта | eng | fra
Корпоративное управление, корпоративный кодекс
На главнуюПоискНаписать письмо
Главная / Инвестиции / Публикации на инвестиционную тему / Перспективы развития транснациональных финансово - промышленных групп СНГ

Перспективы развития транснациональных финансово - промышленных групп СНГ

Валерий Мельников

главный эксперт Центрального банка России

  • Центральное место в системе взаимодействия промышленных комплексов СНГ предстоит занять транснациональным ФПГ
  • Широкие перспективы имеют промышленные вертикально интегрированные группы
  • Современные условия диктуют потребность в государственном содействии развитию нормативно-правовой базы для формирования и деятельности транснациональных ФПГ Содружества

Проблема создания новой системы функционирования предприятий базовых отраслей промышленности и их взаимодействия на экономическом пространстве Содружества вышла на первый план. Представляется, что одно из центральных мест в такой системе должны занять транснациональные финансово-промышленные группы (ТФПГ), функционирующие в производственной, инвестиционной, коммерческой и финансово-кредитной областях.

ТФПГ - одна из перспективных форм экономических структур, придавших мощнейший импульс интеграционным процессам в Западной Европе, что в конечном счете привело к образованию Европейского союза.

Наибольшее распространение и влияние на экономику национальные и транснациональные финансово-промышленные группы получили в индустриально развитых странах - США, Японии, Южной Корее, Германии и др.

В США основу промышленности составляют примерно 100 многоотраслевых корпораций, являющихся, по сути, высокоинтегрированными финансово-промышленными группами. На их долю приходится от 55 до 60% ВНП США, 45% рабочей силы и до 60% инвестиций. В Японии на долю шести крупнейших сюданов (финансово-промышленных групп), согласно официальным данным, приходится 14-15% ВНП. Практически все крупные и средние промышленные предприятия Южной Кореи входят в чеболи (те же финансово-промышленные группы), которых насчитывается несколько десятков.

В России формирование этих групп также получило в последние годы существенное развитие. Так, по состоянию на сентябрь 1998 г. официальным статусом наделено 75 групп. В их состав вошло более 1 150 промышленных предприятий, свыше 160 финансово-кредитных институтов. Годовой оборот выпускаемой ими продукции превысил 10% ВВП. Из 200 крупнейших российских компаний 130 стали участниками официально зарегистрированных финансово-промышленных групп, в частности в химической и нефтехимической промышленности 6, черной и цветной металлургии 5, автомобилестроении 6, общем машиностроении 5, приборостроении и радиоэлектронике 5, пищевой и легкой промышленности 6, строительстве 5, производстве сельхозпродукции 8 и т.д.

В мире явно прослеживается тенденция увеличения в общем количестве финансово-промышленных групп доли транснациональных. В современных условиях ТФПГ характеризуются множеством путей возникновения и форм существования, классифицируемых по организационному строению, схеме взаимодействия входящих в них хозяйствующих субъектов, характеру их финансовых взаимоотношений и другим признакам.

Формы существования ТФПГ Содружества

В зависимости от типа организационного строения ТФПГ могут быть:

  • вертикально интегрированными - с предприятиями, функционирующими по принципу замкнутой технологической цепочки;
  • горизонтально интегрированными, объединяющими предприятия с полным технологическим циклом в нескольких отраслях и охватывающими сопутствующие сферы деятельности;
  • конгломеративными - различными технологически не связанными между собой предприятиями при финансовом контроле со стороны управляющей или головной компании.

В зависимости от центра формирования и вида доминирующей компании выделяются ТФПГ банковские, промышленные, торговые, созданные на основе существующих транснациональных корпораций и др.

Характер финансовых взаимоотношений предполагает такие формы ТФПГ, как холдинг (компания владеет контрольным пакетом акций участников группы и в силу этого определяет стратегию деятельности), траст (отдел соответствующей финансовой структуры, часто банка, распоряжается как доверительное лицо акциями входящих в группу хозяйствующих субъектов и выступает в качестве координатора деятельности). Возможно перекрестное владение акциями, при котором участники обладают в сумме контрольным пакетом одного из них. Руководящим органом в данном случае выступает совещание руководителей предприятий-участников, одновременно являющееся и совещанием ведущих акционеров.

На мой взгляд, наибольшие перспективы в СНГ имеют вертикально интегрированные ТФПГ, организованные по принципу холдинга или перекрестного владения акциями. Такие группы в наибольшей степени учитывают специфику организации высокоинтегрированных промышленных комплексов стран СНГ и относительную неразвитость финансовых и торговых структур.

В дальнейшем в целях повышения устойчивости и расширения сфер деятельности, ТФПГ Содружества могут преобразовываться в горизонтально интегрированные группы, способные взять под контроль высокотехнологичные секторы промышленности смежных отраслей и обеспечить сопутствующие услуги - маркетинг, рекламу, сбыт, сервисное обслуживание, поддержку и т.д. При этом повышение роли банковских, торговых и иных структур в ТФПГ будут определяться общим ходом экономических реформ и развитием соответствующих сфер на территории СНГ.

В числе основных задач, которые ТФПГ призваны решить на экономическом пространстве Содружества, следует отметить совместные производства, финансирование крупных инвестиционных проектов и НИОКР, техническое содействие, взаимные лицензирование и кредитование, общий маркетинг продукции и услуг и др.

Необходимо подчеркнуть, что развитие ТФПГ отвечает как интересам промышленных, финансовых и иных хозяйственных структур стран СНГ, так и интересам отдельных государств и Содружества в целом.

Исходя из мирового опыта и с учетом специфики экономического пространства СНГ формирование и функционирование ТФПГ в рамках Содружества должны обеспечить следующие преимущества:

  • для промышленных структур - повышение эффективности и конкурентоспособности производства в силу интеграции в единую структуру снабженческих, производственных, научно-исследовательских и сбытовых предприятий с соответствующей экономией на издержках, присущих рыночным трансакциям;
  • уменьшение затрат и увеличение прибыльности за счет расширения производства и сбыта, использования преимуществ международного разделения труда, получения благоприятных условий доступа к сырью, имеющемуся в различных государствах СНГ;
  • снижение рисков за счет уменьшения доли инвестиций каждого из участников;
  • ускорение движения оборотных средств и их экономия за счет системы взаимозачетов платежей внутри ТФПГ;
  • возможность выхода на емкие рынки стран СНГ;
  • получение инвестиций от "собственных" финансовых структур;
  • повышение конкурентоспособности продукции за счет совместного проведения целевых НИОКР, внедрения новых технологий, общего маркетинга продукции и услуг и т.д.;
  • для финансовых структур - повышение надежности капиталовложений путем интеграции банковского, промышленного и торгового капиталов различных государств СНГ;
  • рационализация состава интегрального капитала и мобильное перераспределение ресурсов;
  • совершенствование расчетов и уменьшение взаимозадолженности между участниками ТФПГ;
  • расширение кредитно-инвестиционных возможностей;
  • для государств - участников СНГ - усиление регулируемости национальных экономик через ТФПГ, представляющие среднее звено управления и отвечающие за деятельность крупных промышленных комплексов стран СНГ;
  • ослабление неплатежей на экономическом пространстве СНГ ввиду облегчения взаиморасчетов предприятий - участников ТФПГ;
  • стимулирование инвестиционного процесса;
  • остановка спада производства и постепенный переход к росту;
  • для Содружества в целом - восстановление на новой основе оправдавших себя традиционных взаимосвязей хозяйствующих субъектов;
  • возможность целенаправленного проведения совместной инвестиционной политики и ее координации;
  • ускорение процессов экономической интеграции в рамках СНГ;
  • придание в конечном итоге импульса процессам политического сближения стран СНГ ввиду высокого взаимопроникновения национальных экономик и формируемой на этой основе общности интересов.

Особую актуальность объединение усилий российских хозяйствующих субъектов и субъектов других государств - участников СНГ в рамках ТФПГ приобретает в связи с консолидацией крупных зарубежных компаний в экономической экспансии на традиционные рынки стран Содружества. Национальным производителям приходится конкурировать с мощными интегрированными структурами, корпорациями, концернами, консорциумами.

Растут объем и удельный вес продаж крупных западных транснациональных корпораций на рынках государств Содружества, а страны СНГ в результате быстро теряют традиционные рынки сбыта продукции национального происхождения. Особенно эта тенденция заметна в областях, относящихся к высокотехнологичным и наукоемким производствам (авиационной, радиотехнической, электронной и химической промышленности). Так, за последние годы американскими авиационными компаниями "Боинг" и "Макдональд Дуглас" продано в страны СНГ более 40 широкофюзеляжных машин, в то время как концерн Туполева сумел реализовать только 8.

Аналогичная ситуация во многих других отраслях промышленности - электротехнической, полиграфической, машиностроительной, автомобильной. Простаивают созданные в государствах СНГ производственные мощности, не находит сбыта выпущенная продукция.

Все это говорит об экстренной необходимости консолидировать ресурсы государств Содружества и совместными усилиями с использованием такой перспективной формы взаимодействия, как ТФПГ, защитить свои национальные рынки, общий товарный рынок СНГ и создать условия для выхода базовых отраслей промышленности из кризисного состояния.

Нормативно-правовая база деятельности ТФПГ СНГ

В настоящее время на национальных и межгосударственном уровнях уже предприняты шаги, направленные на обеспечение благоприятных условий формирования и деятельности ТФПГ. Постепенно создается необходимая нормативно-правовая база. В рамках национальных законодательств наиболее полно она разработана в Российской Федерации, где в числе ключевых законодательных актов следует отметить закон "О финансово-промышленных группах" № 190-ФЗ от 30.11.95, Указ Президента РФ "О мерах по стимулированию создания и деятельности ФПГ" № 443 от 01.04.96, постановления Правительства РФ "О порядке ведения государственного реестра ФПГ в РФ" № 621 от 22.05.96, "О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ" № 24 от 09.01.97, а также ряд документов, регулирующих деятельность конкретных ФПГ.

Представляется, что российские наработки с успехом могут быть использованы при подготовке аналогичных актов другими государствами Содружества. Такие процессы уже идут. В Белоруссии, Украине, Киргизии, Узбекистане стали появляться документы, в значительной мере ориентированные на российский опыт. Ряд документов принят на межгосударственном уровне.

На 7-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ 17 февраля 1996 г. принят унифицированный с российским законом рекомендательный акт "О финансово-промышленных группах".

Подписано 15 апреля 1994 г. многостороннее Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений. По сути, положено начало формированию международно-правовой базы учреждения и функционирования таких структур в рамках СНГ. После его заключения заметно оживилась практическая работа заинтересованных хозяйствующих субъектов стран в этом направлении.

В развитие достигнутого 6 марта 1998 г. государства СНГ заключили Конвенцию о транснациональных корпорациях. Ранее, 9 октября 1997 г. подписано многостороннее Соглашение о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях, действующих на территории государств - участников СНГ, в котором закреплены основы взаимоотношений работников и работодателей.

Реализация упомянутых документов осуществляется путем заключения межправительственных двусторонних соглашений и оформления на их базе договоров между непосредственными участниками ТФПГ. При этом уточняется ряд положений применительно к особенностям национальных законодательств и с учетом форм создаваемых ТФПГ. Так, в 1994-1995 гг. заключен ряд двусторонних соглашений об основных принципах создания финансово-промышленных групп с Казахстаном, Белоруссией, Узбекистаном, Украиной и Таджикистаном.

Если речь идет о конкретных ТФПГ учитываются интересы государств-участников, различных хозяйствующих субъектов, а также специфика объектов сотрудничества. В 1998-1999 гг. наибольшее количество соглашений о создании конкретных ТФПГ заключено между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

В целях дальнейшего развития нормативно-правовой базы функционирования ТФПГ в рамках Содружества представляется необходимым принять на межгосударственном уровне ряд документов, уточняющих отдельные аспекты деятельности таких групп, в частности о принципах страхования коммерческих рисков, взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, заключения международных залоговых сделок, о межгосударственном лизинге и др.

Кроме того, необходимо устранить несоответствия между национальными законодательствами государств Содружества в вопросах создания и функционирования финансово-промышленных групп, выражающиеся в следующем:

  • отсутствуют единые формулировки основных понятий, связанных с формированием и деятельностью групп;
  • нет единого механизма и условий вхождения участника-нерезидента в состав ТФПГ с центральной компанией, зарегистрированной в данной стране;
  • различия в формах и системе ведения бухгалтерского учета не позволяют на практике вести консолидированный баланс ТФПГ и т.д.

Меры государственного содействия и пути создания ТФПГ Содружества

Практически все промышленно развитые мировые державы проводили активную политику поддержки финансово-промышленного кооперирования. Анализ проблем, возникающих при формировании и деятельности ТФПГ Содружества, позволяет предложить следующие меры государственного содействия в этой области:

  • передать в доверительное управление центральной компании ТФПГ закрепленные за государством пакеты акций участников группы;
  • предоставить инвестиционные кредиты и иные финансовые средства для реализации проектов ТФПГ;
  • обеспечить государственные гарантии для привлечения в ТФПГ инвестиционных ресурсов;
  • предусмотреть для банков - участников ТФПГ, осуществляющих инвестиционную деятельность, налоговые льготы, дать им право снижать нормы обязательного резервирования и изменять другие обязательные нормативы;
  • предоставить участникам ТФПГ возможность ускоренной амортизации оборудования с направлением накопленных средств на деятельность ТФПГ;
  • создать условия для внедрения системы консолидированного учета в ТФПГ Содружества, включая подготовку на межгосударственном уровне рекомендательных законодательных актов по методологии ведения консолидированного учета, отчетности и баланса;
  • зачесть убытки, понесенные участниками при определении налогооблагаемой прибыли центральной компании;
  • обеспечить нормативно-правовую базу для формирования при центральных компаниях ТФПГ целевых фондов, предназначенных для реализации приоритетных программ и проектов Содружества;
  • предусмотреть учреждение в ТФПГ фондов медицинского и социального страхования и занятости с обязательными отчислениями, производимыми предприятиями-участниками;
  • предоставить центральной компании при приобретении на инвестиционных конкурсах акций участника ТФПГ возможность зачета задолженности в объем предусмотренных условиями конкурса инвестиций;
  • установить упрощенный порядок открытия счетов и предоставления кредитов банками - участниками ТФПГ предприятиям-нерезидентам;
  • подготовить на межгосударственном уровне рекомендательные законодательные акты об инвестиционных, страховых, лизинговых, трастовых, факторинговых и других фирмах.

Многие из перечисленных мер государственной поддержки продекларированы на различных уровнях, но на практике, к сожалению, не применяются.

В практической работе можно идти двумя путями в зависимости от специфики ТФПГ, состава участников и необходимых мер содействия:

  • во-первых, подготовка межправительственного соглашения по вопросам создания и деятельности конкретной ТФПГ, в котором урегулированы законодательные, организационные и иные препятствия, оговариваются предоставляемые льготы и иные согласованные меры содействия на государственном и межгосударственном уровнях. Такие ТФПГ можно назвать межгосударственными;
  • во-вторых, подготовка и подписание учредительных документов, минуя стадию заключения межправительственного соглашения. В этом случае либо используются типовые, предусмотренные национальным законодательством льготы и меры государственного содействия, либо на национальных уровнях выпускаются дополнительные нормативно-правовые акты.

В нынешних условиях ввиду нестыковки национальных законодательств, пробелов в межгосударственной нормативно-правовой базе и иных аспектов, требующих согласования, наиболее реальным и перспективным представляется первый путь.


Скачать кодекс корпоративного поведения

Скачать принципы разработки ключевых показателей эффективности (КПЭ) для промышленных предприятий и практика их применения >>

Скачать принципы корпоративного управления ОЭСР >>

Анонсы мероприятий

Журнал Financial One - ведущее российское издание о финансовых рынках и биржевой торговле.

 

Передача: " Бизнес. По существу." Актуальные интервью с владельцами и руководителями компаний.

Издана книга А.А.Мецгера и А.В. Первушиной  "Корпоративное управление"
Июль 2018
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

| Новости | Новости Клуба | О Клубе | Корпоративное управление и поведение | Инвестиции | Семинары | Третейский суд | Раскрытие информации
© 2007 НП "Элитарный Клуб корпоративного поведения"
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном
использовании материалов гиперссылка на "www.elitclub.ru" обязательна.