Элитарный Клуб корпоративного поведения
Сегодня: 21 сентября 2018

карта сайта | eng | fra
Корпоративное управление, корпоративный кодекс
На главнуюПоискНаписать письмо
Главная / Инвестиции / Публикации на инвестиционную тему / Российская экономика: будет ли продолжено движение вперед?

Российская экономика: будет ли продолжено движение вперед?

За последнее пятилетие российский ВВП утроился, и теперь по размеру экономики Россия стоит на десятом месте в мире, а к 2010 г. может обогнать Бразилию и занять девятую позицию. Основным стимулом роста в течение этих пяти лет было стремительное повышение цен на сырьевые товары, особенно газ и нефть, на долю которых приходится 60% всего российского экспорта. По сути дела, с 2003 г. средние экспортные цены выросли на 92% (в рублевом выражении), и столь ощутимое улучшение условий торговли позволило России сохранить положительное сальдо текущего баланса, несмотря на устойчивый рост импорта под влиянием спроса. Вопреки многочисленным прогнозам, за первые четыре месяца 2008 г. рост экспорта в номинальном выражении стремительно вырос — до 52%, поэтому величина профицита торгового баланса на 25 млрд долл. превысила уровень аналогичного периода 2007 г.

Результатом быстрых повышений цен на сырьевые товары становится огромное по своим масштабам перемещение благосостояния из стран-импортеров в страны-экспортеры, такие как Россия. Величина незапланированных доходов, как правило, маскирует, а нередко даже усиливает хронические макроэкономические диспропорции, загоняя «болезнь» вовнутрь. Лишь в исключительных случаях, одним из которых является Норвегия, правительства полностью «оградили» экспортные доходы — с тем, чтобы не допустить ускоренного роста денежной массы и не подвергать бюджетные органы соблазнам, связанным с настроениями избирателей. Что касается России, то хотя ее нефтяные доходы должны, согласно Бюджетному кодексу, перечисляться напрямую в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, на практике используются самые разные возможности для увеличения расходов. Сам по себе рост расходов не является чем-то негативным. Все зависит от того, как используются государственные фонды — на финансирование важных капиталовложений в эффективные проекты, открывающие возможности повышения производительности, или на непроизводительные, провоцирующие рост инфляции текущие расходы, как это уже было далеко не раз в практике восточноевропейских стран.

Последние данные не слишком обнадеживают. В 2007 г. номинальный рост расходов достиг 35% против 18% в 2004 г. Большая часть этого роста связана с ростом пенсий и зарплат в государственном секторе. Следует отметить, что с начала первого президентского срока Владимира Путина общая численность служащих государственного сектора выросла более чем наполовину, но эквивалентного увеличения количества предоставляемых услуг в госсекторе не произошло. Несмотря на рост числа чиновников, качество государственных услуг остается очень низким, и администрация президента осознает эту проблему. Правительство пытается дать толчок трехлетнему плану развития инфраструктуры, часть средств для реализации которого, возможно, будет взята из Фонда национального благосостояния. Скорее всего, руководство страны обозначит свою готовность производить очень крупные инвестиционные расходы, но пока оно четко не объяснило, как будут контролироваться качество закупок и управление проектами, хотя в ряде случаев речь идет об очень масштабных строительных проектах. Существует большой риск неэффективного использования государственных фондов.

Разумеется, не следует считать, что быстрый рост благосостояния произошел только благодаря нефти. Со второго полугодия 2005 г. финансовый сектор России активизировал привлечение внешнего финансирования — после либерализации счета капитальных операций он использует его с удвоенной энергией. С тех пор в стране происходит стремительный рост кредитования (в среднем на 45% в год), а это способствует увеличению внутреннего спроса, который в последние три года опережал рост ВВП.

Возросшая готовность Центрального банка России разрешить курсу рубля подняться позволила монетарным властям ограничить влияние, оказываемое ростом денежной массы, несмотря на сложности в связи с необходимостью обеспечения коммерческих банков ликвидностью. Тем не менее незапланированные доходы от продажи газа и нефти способствовали росту денежной массы на протяжении большей части 2007-го и начала 2008 г. — еще на конец января 2008 г. рост денежного агрегата М0 достигал почти 55% (но в последующие месяцы сократился). Устойчиво-высокая инфляция (в мае она достигла максимального уровня — 15,1% по сравнению с маем 2007 г.) объясняется, среди прочего, факторами структурного характера, в частности, недоинвестированием в отрасли, не связанные с энергетикой. Раньше в России общественные дебаты по макроэкономическим вопросам начинались с бюджета и заканчивались бюджетом. Теперь же политики открыто говорят об «инфляционном налоге», спирали «зарплата-цены» и о перегреве экономики, называя их одними из самых острых проблем российской экономики. Скорее всего, эти проблемы будут решаться в первую очередь с помощью инструментов кредитно-денежной политики — например, обеспечения более свободного обменного курса рубля, что позволит «усмирить» импортируемую инфляцию и замедлить рост денежных агрегатов. Однако, как обычно, вопросы, связанные с бюджетом, более чувствительны с политической точки зрения.

Хотя благосостояние в России выросло, это лишь отчасти объясняется ростом производительности. Накопление признаков перегрева экономики и лишь отдельные признаки осуществления должного регулирования и контроля порождают беспокойство по поводу того, как Россия поступит со своими огромными доходами.

Суверенный рейтинг России, присвоенный Standard & Poor's, следует интерпретировать в узком смысле как показатель вероятности дефолта Правительства Российской Федерации (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: ВВВ+/Позитивный/А-2; рейтинг по обязательствам в национальной валюте: А-/Позитивный/А-2) по его обязательствам. Прогноз по рейтингам («Позитивный») не следует расценивать как «справку» о хорошем состоянии здоровья экономики, которая, на самом деле, продолжает страдать такими недугами, как коррупция, неопределенность в области прав собственности и бюрократизированность. Потенциал экономики России, всегда был огромен. Однако до сих пор его не удавалось реализовать должным образом. Не так давно вновь избранный президент Дмитрий Медведев пообещал провести либерализацию в различных секторах экономики и выразил готовность стимулировать приток иностранных инвестиций. Ради блага России будем надеяться, что его слова не разойдутся с делом.

Для получения более подробной информации:
Фрэнк Гилл, Лондон, 44 (207) 176 -71-29

Источник: www.standartandpoors.ru

Анонсы мероприятий

Журнал Financial One - ведущее российское издание о финансовых рынках и биржевой торговле.

 

Передача: " Бизнес. По существу." Актуальные интервью с владельцами и руководителями компаний.

Издана книга А.А.Мецгера и А.В. Первушиной  "Корпоративное управление"
Сентябрь 2018
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

| Новости | Новости Клуба | О Клубе | Корпоративное управление и поведение | Инвестиции | Семинары | Третейский суд | Раскрытие информации
© 2007 НП "Элитарный Клуб корпоративного поведения"
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном
использовании материалов гиперссылка на "www.elitclub.ru" обязательна.