Элитарный Клуб корпоративного поведения
Сегодня: 21 сентября 2018

карта сайта | eng | fra
Корпоративное управление, корпоративный кодекс
На главнуюПоискНаписать письмо
Главная / Инвестиции / Публикации на инвестиционную тему / Как не отпугнуть инвестора (Инвестиции в Беларуси)

Как не отпугнуть инвестора (Инвестиции в Беларуси)

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

http://www.belgazeta.by/20070319.11/470272881

Ни одна из сфер бизнеса в Беларуси так не мифологизирована, как привлечение инвестиций. Одни говорят о плохом инвестиционном климате, отсутствии страновых рейтингов, недостатке прямых инвестиций и т.п. Другие ссылаются на успехи в переговорах с Китаем, арабскими и латиноамериканскими странами, приводят примеры успешных прямых инвестиций в крупный и средний белорусский бизнес российского капитала.

Нужно рассматривать инвестиционную привлекательность не только страны, но и конкретных предприятий. Насколько хорошо белорусские бизнесмены понимают значение повышения инвестиционной привлекательности своих компаний, важность прединвестиционной подготовки, механизмы привлечения инвестиций? Перечень типичных проблем, возникающих при привлечении инвестиций, корреспондент «БелГазеты» обсуждал с экспертами Центра «КонкордияИнвест» - к.п.н., доцентом, членом Международного общества стратегического маркетинга ISSM (International Society for Strategic Marketing ), консультантом-тренером европейской ассоциации менеджеров CEEMAN (Central and East European Management Development Association ) управляющим партнером Ириной Дятловской, магистром экономических наук, членом ISSM инвестиционным аналитиком Денисом Юшкевичем и членом Ассоциации инвестиционного менеджмента и исследований AIMR (Association for Investment Management and Research ) финансовым экспертом Оксаной Езерской. «Портмоне» предлагает читателям результаты круглого стола с участием экспертов, обладающих опытом оценки и подготовки успешных инвестиционных проектов на десятки миллионов долларов.

СХЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

НЕМАТЕРИАЛИЗОВАВШИЕСЯ ЖЕЛАНИЯ

В процессе развития компании, перехода из одной категории бизнеса в другую, модернизации производства, совершенствования процесса управления возникает потребность в финансовых ресурсах и естественное желание привлечь инвестиции. Однако необходима еще и готовность - наличие целого ряда факторов инвестиционной привлекательности и умение должным образом продемонстрировать действие этих факторов в предоставляемых потенциальному инвестору документах. Нередко инвестор, готовый вкладывать деньги в отрасль или конкретное предприятие, сталкивается с тем, что вроде бы призванные радоваться финансовым вливаниям корпоративные институции на практике не могут предложить конкретных объектов для инвестиций.

Реальная история. Одна из крупнейших российских финансовых групп проявила интерес к Беларуси и собралась инвестировать в здешнюю экономику около $50 млн. На вопрос о том, куда вкладывать деньги, группе должны были ответить белорусские банкиры. Увы, готовых инвестиционных проектов, способных заинтересовать инвестора, у них не оказалось.

Тому есть вполне объективные причины: отечественный банковский сектор привык работать с клиентами, обращающимися к нему за заемным капиталом, а не с инвесторами. Возможно, недостаточно специалистов, возможно, не хватает интереса к инвестиционной сфере вообще. Но даже грубый подсчет общей суммы инвестиционных запросов, размещенных на белорусских порталах, на порядок превышает предложение российских инвесторов. Стороны не нашли друг друга. Почему? Очевидно, требуется повышение инвестиционной привлекательности белорусских компаний и умение взаимодействовать с инвесторами.

К факторам инвестиционной привлекательности относятся финансовая и юридическая прозрачность компании, наличие стратегии развития, должный уровень корпоративного управления и команды, наличие корпоративной информационной системы (КИС), продуманная формулировка предлагаемых инвесторам условий и хорошо подготовленный пакет документов для переговоров. Наиболее значимыми документами на прединвестиционном этапе являются инвестиционное предложение и инвестиционный бизнес-план.

В инвестиционном предложении(не более 2-3 страниц) желательно продемонстрировать инвестору суть бизнес-идеи проекта, описание опыта в бизнесе, рынок и положение на нем, структуру существующей конкуренции и собственные конкурентные преимущества. Нужно представить краткую финансовую информацию, запрашиваемый объем инвестиций, срок окупаемости проекта. Важно обозначить условия партнерства, предлагаемую долю или пакет акций. Несмотря на кажущуюся простоту этого документа, именно от его качества зависит, захотят ли инвесторы взаимодействовать с компанией. Многие инвестиционные предложения, представленные на открытых веб-ресурсах, слишком декларативны: их составители порой пропускают какой-либо из обязательных блоков.

Если инвестора заинтересует инвестиционное предложение, он наверняка захочет верифицировать параметры, заложенные в этом предложении: емкость рынка, доля предприятия, эффективность системы дистрибуции и способов продвижения. Финансовый инвестор предпочитает вкладывать деньги в отрасль, которую знает. Поэтому подтвердить продуктивность бизнес-идеи, под которую собственник пытается привлечь инвестиции, можно только квалифицированно подготовленным бизнес-планом(инвестиционным проектом). Финансовые возможности, ожидания, прогнозы - это не протокол о намерениях, и к их оценке инвестор отнесется тоже очень внимательно.

Таблица

КУДА ДЕНЬГИ ИДУТ

Первый подводный камень, на который можно натолкнуться при желании получить инвестиции, - отсутствие у многих белорусских соискателей инвестиций финансовой прозрачности. Никто не будет вкладывать средства в предприятие, которое не обнародует результаты финансовой отчетности, демонстрирующие, насколько эффективно оно управляется. Для инвесторов важно оценить результативность использования вложенных средств. При взаимодействии с зарубежным инвестором финансовая отчетность, построенная по отечественным стандартам, выглядит неубедительно: иностранным компаниям необходима оценка состояния корпоративных финансов по стандартам МСФО. Юридическая прозрачность компании не менее значима, чем финансовая. Инвестора интересуют механизмы защиты его прав, его доля в инвестируемом бизнесе, механизм не столько решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций, сколько исключения возможности их возникновения. За ним остается последнее слово, поскольку он может: а) войти в инвестируемую им компанию на выгодных ему, но невыгодных собственнику условиях; б) не входить в этот бизнес вообще и оставить компанию и ее собственника без инвестиций.

Реальная история. Компания обращается к консультанту с инвестиционным проектом, предполагающим привлечение средств в размере около $2,5 млн. под перспективный объект недвижимости, уже пользующийся спросом арендаторов. Среднегодовая доходность - 40-50%. Однако собственник собирается привлечь деньги на юрлицо, которое занято другим видом деятельности, причем выручка этого юрлица за год составила всего $800 тыс., а предприятие перекредитовано. Никаких юридических гарантий возврата вложенных средств этим предприятием не существует. Возможный выход - создание отдельного юрлица, подготовка предложений для инвесторов по доле их участия, договор о том, чтобы 50% площадей построенного объекта находились в собственности инвестора.

Инвесторы и консультирующие их организации, как правило, накопили достаточный опыт анализа предлагающихся им бизнесов, поэтому если какой-либо бизнес кажется привлекательным собственнику, это не означает, что он так же привлекателен для инвестора. Инвестора интересуют прошлое компании, фигура топ-менеджера, ключевых управленцев и специалистов, качество корпоративного управленияи результаты этого управления.

Реальная история. Компания-грузоперевозчик (оборот около $10 млн.) генерировала очень интересный проект, требующий вложений примерно на $50 млн. Однако убытки компании за 2 последних года деятельности составляют свыше $2 млн. Проект лакомый, но для инвестора сам факт наличия долга в размере 20% от оборота является тревожным сигналом.

Часто у белорусских компаний нет ясных аргументированных ответов на вопросы: «Какой мы делаем бизнес?», «Какой цели он должен достичь через определенный срок?» и т.п. Отсутствует формализованная стратегия развития компании.

Реальная история.Предприятие производит измерительные приборы, в т.ч. для отечественной техники, экспортируемой в самые разные страны. Рынок сбыта - колоссальный, выгоды от эксплуатации устройств очевидны. Но стратегия развития отсутствует. А потенциального инвестора интересует, могут ли конкуренты воспроизвести аналогичную продукцию, как предприятие намерено наращивать конкурентные преимущества на основных рынках сбыта, в частности на российском, как обстоит дело с дистрибуцией и сервисными центрами в соответствующих регионах и т.п.

При отсутствии формализованной (написанной) стратегии, отраженной в бизнес-плане, можно посещать отраслевые выставки и презентации, демонстрировать великолепную продукцию, вызывать восторги, но затянувшийся поиск инвестиций воспрепятствует нормальному развитию предприятия. А конкуренты не дремлют, рыночная ситуация меняется очень быстро…

НА ПОДСТУПАХ К ИНВЕСТИЦИЯМ

Представление инвестиционных проектов предполагает ряд требований к их оформлению - разных у разных инвесторов, различающихся по целям и объему инвестиций, отраслевым и региональным предпочтениям, ожидаемой среднегодовой доходности и сроку окупаемости. Международные стандарты инвестиционного проектирования ориентированы на понимание того, кто является потенциальным инвестором и что именно он хочет увидеть от объекта вложений. Если финансовый инвестор приобретает долю в предприятии, он заинтересован в том, чтобы позднее продать ее дороже, следовательно - в увеличении стоимости инвестируемого бизнеса, в его интенсивном развитии. У стратегического инвестора иные задачи: он нацелен на захват позиций на конкретном рынке, в отрасли, на сокращение издержек, получение конкурентных преимуществ и прибыли в долгосрочной перспективе.

Цель инвестиционного меморандума - доказать привлекательность компании для инвестора. Для стратегического инвестора эта привлекательность определяется с двух точек зрения: 1) привлекательность объекта инвестиций как самостоятельного бизнеса, 2) синергетический эффект с уже имеющимся у инвестора бизнесом. Финансовый инвестор особое внимание уделяет плану, демонстрирующему, как компания намерена капитализировать имеющиеся возможности роста. Не менее важны предполагаемые риски проекта и пути их минимизации.

Инвестиционный проект должен детально и аргументировано убедить инвестора в том, что прибыль реальна.

МЕСТО ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТА

Ошибки большинства собственников белорусских компаний заключаются в нежелании привести свой бизнес в порядок перед тем, как продать компанию стратегическому инвестору или прибегнуть к средствам инвестора финансового. Игнорируется очевидный факт: прединвестиционная подготовка повышает рыночную стоимость бизнеса и увеличивает шансы для привлечения инвестиций.

Эффект от услуг инвестиционных консультантов довольно высок: недаром на Западе до 70% выпускников бизнес-школ мечтают предложить свои услуги рекрутерам и работодателям именно в качестве инвестиционных консультантов и аналитиков инвестиционных компаний. Работая с бизнесом, требующим инвестиций, инвестиционный консультант оказывает услуги по стратегическому управлению, маркетингу, корпоративным финансам и юридическому сопровождению. При необходимости он может привлечь юристов и специалистов по КИС. При этом в силу своих компетенций и интересов именно консультант может нащупать область взаимовыгодного компромисса между запросами инвестора и желаниями собственника, ибо репутация консультанта и его будущие доходы напрямую зависят от эффективности привлечения и возврата инвестиций.

Привлечение инвестиций - это работа, причем довольно сложная, особенно в отсутствие подготовленных специалистов внутри компаний. Потому она требует сопровождения и координации сторонних инвестиционных консультантов. А вслед за ними непременно придут и сами инвестиции.

Анонсы мероприятий

Журнал Financial One - ведущее российское издание о финансовых рынках и биржевой торговле.

 

Передача: " Бизнес. По существу." Актуальные интервью с владельцами и руководителями компаний.

Издана книга А.А.Мецгера и А.В. Первушиной  "Корпоративное управление"
Сентябрь 2018
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

| Новости | Новости Клуба | О Клубе | Корпоративное управление и поведение | Инвестиции | Семинары | Третейский суд | Раскрытие информации
© 2007 НП "Элитарный Клуб корпоративного поведения"
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном
использовании материалов гиперссылка на "www.elitclub.ru" обязательна.