Элитарный Клуб корпоративного поведения
Сегодня: 20 января 2018

карта сайта | eng | fra
Корпоративное управление, корпоративный кодекс
На главнуюПоискНаписать письмо
Главная / Корпоративное управление и поведение / Материалы по корпоративному управлению / За полноту прав акционеров (состояние корпоративного управления в Узбекистане)

Полномасштабное создание акционерных обществ как организационно-правовой формы ведения бизнеса и внедрение принципов корпоративного управления являются детерминантом экономического развития республики, сообщает правительственная газета Узбекистана «Народное слово»

Важную роль в процессе реформирования отечественной экономики играют фондовый рынок и корпоративный сектор. С их помощью обеспечивается мобилизация свободных средств населения, предприятий, организаций и направление их на развитие различных сфер народного хозяйства. Общеизвестно, что именно эффективный фондовый рынок является ключевым механизмом развития рыночной экономики, поскольку предоставляет возможность привлечения инвестиций и перераспределения капитала. При помощи фондового рынка обеспечивается решение проблемы экономического роста.

Следует отметить, что в Узбекистане фондовый рынок пока только начинает приближаться к выполнению своих макроэкономических функций. Несмотря на относительно высокие темпы развития отечественного рынка ценных бумаг, его капитализация остается все еще недостаточной для использования всех преимуществ современных инструментов фондового рынка.

В настоящее время можно уверенно говорить о формировании в Узбекистане современной инфраструктуры рынка ценных бумаг. Не вызывает сомнения и жизнеспособность этого рынка. Тем не менее международный опыт свидетельствует о необходимости постоянной адаптации сложившейся институциональной инфраструктуры к требованиям развивающегося рынка.

Несмотря на имеющийся массив законодательства по регулированию рынка ценных бумаг, следует признать, что правовое обеспечение в данной сфере не в полном объеме обеспечивает эффективный правовой режим его функционирования. Имеющиеся недостатки в первую очередь связаны с отсутствием действенных механизмов обеспечения применения действующего законодательства. Однако здесь важно заметить, что нормотворческий процесс в сфере правового регулирования корпоративного сектора носит беспрерывный характер. Так, в числе последних правовых инициатив можно привести постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию рынка ценных бумаг» от 27 сентября 2006 года, направленное на обеспечение прозрачности и устойчивости функционирования рынка ценных бумаг, внедрение современных информационных технологий, актуализацию привлечения инвестиций, совершенствование системы корпоративного управления. Данным постановлением был детализирован порядок выпуска облигаций, повышены требования к отчетности исполнительных органов акционерных обществ, установлен ряд налоговых преференций относительно доходов акционеров по дивидендам и др.

Еще одним подтверждением актуальности и приоритетности совершенствования отечественной системы корпоративного управления стало проведение Комитетом Сената Олий Мажлиса по вопросам бюджета и экономическим реформам совместно с Госкомимуществом и Банковско-финансовой академией Республики Узбекистан «круглого стола» на тему «Мониторинг приватизированных предприятий и нормативно-правовые основы корпоративного управления». В ходе «круглого стола» был рассмотрен целый комплекс экономико-правовых проблем эффективного обеспечения процессов приватизации и последующего управления акционерными обществами.

Показатели нынешнего этапа приватизации свидетельствуют о высоких качественных и количественных изменениях. В частности, за последние 7 лет с условием инвестиционных обязательств было приватизировано 265 предприятий и объектов. За 8 месяцев текущего года были привлечены зарубежные инвестиции на 29,1 млн. долл. США, отечественные инвесторы инвестировали в национальную экономику 27,5 млрд. сумов.

С 2000 по 2005 год в частную собственность реализовано 4.660 предприятий и объектов. При этом в негосударственном секторе на сегодняшний день работают 77 процентов, или свыше 3/4 от общего числа занятых в экономике людей.

Несомненно, указанные процессы требуют соответствующего экономического, правового и институционального обеспечения. Все это проявилось в формировании отлаженной системы корпоративного управления, регулируемой соответствующими нормами законов. Было положено начало формированию в республике корпоративного права как новой для отечественной юриспруденции отрасли права, ориентированной на урегулирование отношений в сфере деятельности акционерных обществ.

Становление корпоративного управления находится еще на начальном этапе, поэтому надо четко определить предмет и методы правового регулирования, фундаментальные принципы и обеспечить дальнейшее развитие корпоративного права как самостоятельной отрасли права, так как корпоративное право, в первую очередь, призвано максимально защищать права и законные интересы акционеров.

Общепризнанно, что акционеры действительно являются владельцами средств корпорации, однако они не управляют этими средствами, а в результате сохранность и доходность их имущества зависят от уровня совершенства корпоративного механизма, Таким образом, акционеры, в сущности, не имеют прямого контроля за использованием и распоряжением имуществом корпорации, что, в свою очередь, создает условия для нарушения прав и законных интересов акционеров путем обмана, хищений, нецелесообразного использования средств корпорации и иных злоупотреблений со стороны управляющих.

На сегодняшний день к основным видам ущемления прав акционеров можно отнести нарушение прав на участие в общем собрании акционеров, невыплату, неполную или несвовременную выплату дивидендов, а также нераскрытие, неполное либо несвоевременное раскрытие информации.

К сожалению, отсутствуют эффективные правовые механизмы защиты прав акционеров как ключевой фигуры в деятельности акционерных обществ.

В этой связи необходимо продолжить совершенствование отечественного законодательства. Стратегическим направлением здесь должна стать, прежде всего, начатая политика уменьшения влияния государства в акционерных обществах и системе их управления. Государство как акционер в компании должно получить истинно равный статус наряду с другими акционерами, согласно принципам демонополизации и либерализации.

Пока еще недостаточно регламентированы правовые механизмы контроля за эффективностью деятельности директорского корпуса и его ответственности перед акционерами и наблюдательным советом (разработка, утверждение и систематический контроль за выполнением бизнес-планов, достижение прибыли, уровень доходности по акциям, анализ обоснованности и эффективности расходов и др.}. Отсутствие прозрачности в механизме формирования органов управления и реальных рычагов воздействия на директорский корпус, формальность проведения собраний наблюдательного совета и акционеров привели к тому, что зачастую вознаграждение директоров прямо не зависит ни от выполнения ими обязательств перед акционерами, ни от результатов финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ. В связи с этим возникла правовая необходимость совершенствования деятельности исполнительного органа посредством применения средств поощрения в зависимости от прибыли и иных экономических показателей компании. Помимо этого, требуется разработка эффективных норм имущественной ответственности за неправомерные действия членов исполнительного органа компании, нанесших ущерб как корпорации, так и ее участникам.

Эффективность системы корпоративного управления зависит от доверия общества, а его невозможно получить без своевременного предоставления полной и надежной информации. Соответствующий режим раскрытия информации служит главной предпосылкой реализации акционерами своих прав, защиты их законных интересов и является одним из основных способов корпоративного контроля. Для инвесторов и кредиторов должны быть понятны и приемлемы формы, в которых акционеры реализуют свою способность контролировать деятельность руководства акционерного общества и участвовать в принятии важнейших решений.

В целом для учета и реализации особенностей отечественной модели корпоративного управления, а также обеспечения интересов всех заинтересованных лиц корпорации предлагается принять Кодекс корпоративного управления Республики Узбекистан.

Для совершенствования отечественной системы корпоративного управления необходимо создать гибкий механизм инвестирования средств отечественных инвесторов в экономику страны, широко внедрять общепринятые международные стандарты корпоративного управления в практику работы отечественных акционерных обществ, создать надежные правовые механизмы по защите прав инвесторов, обеспечить высокий уровень информационной прозрачности корпоративного сектора, законодательно разработать и внедрить систему сбора, анализа и контроля информации акционерных обществ, что позволит вести оперативный учет, обрабатывать и передавать информацию по электронным каналам, анализировать и принимать, при необходимости, оперативные меры по пресечению нарушений законодательства.

Дальнейшее совершенствование отечественной модели корпоративного управления приведет к укреплению экономического состояния акционерных обществ, притоку иностранных инвестиций, защите прав всех акционеров и общему успеху рыночных преобразований в нашей стране.

Сайдулла ГУЛЯМОВ,
профессор ТГЮИ,
доктор юридических наук.

Анонсы мероприятий

Журнал Financial One - ведущее российское издание о финансовых рынках и биржевой торговле.

 

Передача: " Бизнес. По существу." Актуальные интервью с владельцами и руководителями компаний.

Издана книга А.А.Мецгера и А.В. Первушиной  "Корпоративное управление"
Январь 2018
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

| Новости | Новости Клуба | О Клубе | Корпоративное управление и поведение | Инвестиции | Семинары | Третейский суд | Раскрытие информации
© 2007 НП "Элитарный Клуб корпоративного поведения"
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном
использовании материалов гиперссылка на "www.elitclub.ru" обязательна.