Элитарный Клуб корпоративного поведения
Сегодня: 16 октября 2018

карта сайта | eng | fra
Корпоративное управление, корпоративный кодекс
На главнуюПоискНаписать письмо

В истории акционерных обществ и фондового рынка по праву почетное место принадлежит Нидерландам. Именно здесь более чем 400 лет назад — в 1600 году — на Амстердамской бирже начались сделки с ценными бумагами акционерных обществ — Английской Ост-Индской и Голландской Ост-Индской компаний. Веками накапливался здесь опыт и вместе с тем совершенствовались и видоизменялись правовые основы и характер деятельности акционерных обществ. На этом фоне не кажется уж столь зазорным отмечать недостатки действующего в России всего немногим более трех лет современного акционерного законодательства. Представляется полезным в связи с этим ознакомиться и с тем, как рассматриваются сегодня вопросы корпоративного управления на прародине акционерной формы предпринимательства.

Рекомендации для менеджмента, эффективного наблюдения и отчетности

Доклад комитета по корпоративному управлению*

Содержание:

1. Введение и основные принципы
2. Наблюдательный Совет: полномочия, профиль, структура, порядок назначения и вознаграждения
3. Наблюдательный Совет: порядок деятельности
4. Совет Директоров
5. Общее собрание акционеров и роль инвесторов
6. Выполнение рекомендаций, аудиторы и рейтинг


1. Введение и основные принципы

1.1. Корпорация и общество: ответственность и отчетность.

Компании и их предприятия играют важную роль в обществе. Они должны обладать достаточной силой для того, чтобы непрерывно развиваться. Для этого требуется соблюдать известный баланс интересов тех, кто несет на себе риск, связанный с вложением капитала (т.е. инвесторами) и остальными держателями акций. Здесь не должно быть места для конфликта интересов. В социальном и экономическом отношении существенно то, что дееспособная компания должна придавать особое значение преемственности своей деятельности. При этом все более важное значение приобретает участие компании в международном рынке капиталов, что определяется ее способностью привлечения капитала и его стоимостью. Важно также, чтобы коммерческое предприятие могло принять на себя риски в самых разнообразных формах. Следует иметь в виду, что компании действуют в соответствии с правовыми и этическими нормами, принятыми в тех странах, где они функционируют, придерживаясь при этом и своих собственных кодексов поведения.

Предметом особого анализа и дискуссий как на международном, так и на национальном уровне являются формы отчетности компании перед своими акционерами и их контроля за ее деятельностью.

Главным образом, это обусловлено возрастающим интересом со стороны институциональных инвесторов на международных фондовых рынках (включая рынок ценных бумаг в Нидерландах) и все более интенсивной активностью акционеров, что предопределено увеличением числа иностранных владельцев акций голландских компаний. Однако, в отличие, например, от Великобритании, ряд банкротств, имевших место в Нидерландах, не стали препятствием для учреждения Комитета по корпоративному управлению. Основополагающими предпосылками его создания явилась растущая интернационализация голландской экономики и возрастание интереса в мире к роли, позициям и влиянию акционеров.

При разработке своих рекомендаций Комитет опирался на результаты дискуссий по корпоративному управлению, проходящих в Европейском Сообществе и за его пределами, а также в ряде международных организаций, в том числе в Международной федерации фондовых бирж (FIBV). Комитет обобщает идеи по корпоративному управлению и стремится, чтобы с учетом особенностей правовых норм и обычаев страны Нидерланды в этом отношении вышли на уровень высших международных достижений.

1.2. Концепция корпоративного управления.

Понятие управления включает в себя менеджмент и власть, ответственность и влияние, отчетность и контроль. С этой точки зрения важными составляющими понятия управления являются его целостность и ясность.

*Доклад Комитета по корпоративному управлению был опубликован 28 октября 1996 года. Комитет был учрежден на основе соглашения между Ассоциацией компаний, выпускающих ценные бумаги, и Ассоциацией Амстердамской фондовой биржи. Комитет официально осуществляет свою деятельность с апреля 1996 года.

Несмотря на то что в докладе рассматривается корпоративное управление в целом, главное внимание в нем обращается на управление в компаниях, в которых разделены функции между менеджментом и инвестициями.

Прежде всего анализируются деятельность наблюдательного совета (наблюдение, контроль) и совета директоров (менеджмент), а также роль, которую призваны играть акционеры и держатели сертификатов акций (инвесторы). При этом мы исходим из того, что компании предоставляют о себе обширную информацию уже непосредственно в своих годовых отчетах*. Финансовую ценность компании определяет рынок капитала.

Нормы, относящиеся к корпоративному управлению, включены в закон, в уставы объединений (ассоциаций) юридических лиц, а также в положения, регулирующие деятельность Амстердамской биржи.

Существенно, что все заинтересованные стороны, в том числе активные инвесторы, используют все возможности для своего влияния на деятельность компании. Вместе с тем и дивиденды, и прирост капитала (growth of value), и эффективный рынок ценных бумаг (efficient equity market) воздействуют на пассивных инвесторов, пока еще не заинтересованных в таком влиянии. Для активного же инвестора весьма важно влияние на стратегию долгосрочного развития. Правда, для институциональных инвесторов не всегда возможно и желательно утверждать свое влияние, устраняя принцип равного участия («голосование одной ногой»).

При обсуждении в Комитете концепции корпоративного управления в центре внимания оказывается кодекс поведения ассоциированных лиц компании — директоров, членов наблюдательного совета и инвесторов, — включающий совокупность норм эффективного менеджмента и надлежащего контроля, распределения обязанностей, ответственности и полномочий, и направленный на достижение определенного баланса во влиянии между владельцами акций. Согласно основному принципу, члены совета директоров и наблюдательного совета должны нести публичную ответственность.

* Корпоративное право Нидерландов (Гражданский кодекс, книга 2, часть9, ст. 391) определяет термин «годовой отчет» как отчет директоров. В данной работе этот термин используется для обозначения отчетов совета директоров в целом, отчетов наблюдательного совета, годового баланса и других вопросов.

1.3. Классификация, дифференциация и имплементация.

В Нидерландах действует значительное число компаний, отличающихся друг от друга, например, по размеру, по объему производимой продукции, степени интернационализации капитала, структуре инвестиций базы.

Комитет сформулировал свои рекомендации, опираясь на действующее законодательство и правила биржевой торговли ценными бумагами, предусматривающие протекционистские меры для листинговых компаний; положения по мерам по предотвращению попыток поглощения компании ее конкурентами (anti-takeover measures) в соответствии с соглашениями между Амстердамской ассоциацией фондовых бирж, Ассоциацией компаний, выпускающих ценные бумаги, министерствами и соответствующими указаниями Министерства финансов.

Большинство листинговых компаний не являются субъектами «структурного режима». В некоторых из них имеются крупные акционеры, в других состоит много средних и мелких акционеров. Эти различия между компаниями также учитываются при разработке рекомендаций. Следует помнить, что рынки и структуры — явления динамичные, что должно найти отражение при анализе изменений в корпоративном управлении.

Рекомендации адресованы в первую очередь листинговым компаниям. Но они могут быть имплементированы и нелистинговым компаниям, кооперативам и пенсионным фондам, имеющим большое количество членов в соответствии с нормами, регулирующими их деятельность.

Комитет уверен, что его рекомендации окажутся эффективными, если заинтересованные стороны будут стремиться к надежной системе отчетности и открытому характеру своей деятельности.

2. Наблюдательный Совет: полномочия, профиль, структура, порядок назначения и вознаграждения

2.1. Полномочия. В соответствии с законодательством наблюдательный совет, при осуществлении своих полномочий, обязан учитывать интересы компании, а также предприятий, связанных с ней.

Он несет ответственность за политику управления и успешность общего хода дел компании.

Наблюдательный совет несет ответственность за назначение совета директоров. В компаниях с особым статутом (структурным режимом) наблюдательный совет дает рекомендации составу совета директоров. Наблюдательный совет осуществляет свою деятельность в качестве органа с коллективной ответственностью и независимо от интересов дочерних компаний, ассоциированных с основной.

2.2. Профиль. Наблюдательный совет совместно с советом директоров каждой компании должны определять ее желательный профиль, свой состав, размер, полномочия и порядок их осуществления. При этом важное значение имеет использование новейших достижений технологических и финансовых инноваций. При решении вопроса о количественном составе и структуре наблюдательного совета должны учитываться юридическая природа и размер компании.

Кроме того, профиль должен отражать сферу деятельности, степень интернационализации, размер и особые среднесрочные и долгосрочные риски компании. Профиль является открытым документом и должен быть доступен для ознакомления в офисах компании.

2.3. Структура. Наблюдательный совет должен быть построен таким образом, чтобы его члены действовали независимо, критически относились друг к другу и к совету директоров.

2.4. Информация. Годовой отчет должен содержать информацию о возрасте членов наблюдательного совета (физических лиц), их должности, основной работе, гражданстве и дополнительных должностях, которые они занимают, в той степени, в какой это имеет значение для осуществления их полномочий. В отчете должна быть указана также дата назначения и срок нахождения в должности.

2.5. Бывшие члены совета директоров. В состав наблюдательного совета может входить не более одного бывшего члена совета директоров. Это связано с учетом влияния, которое он имел ранее в совете директоров и теперь может оказать на деятельность наблюдательного совета и совета директоров. Особенно это важно, если бывший председатель совета директоров становится кандидатом на пост председателя наблюдательного совета.

2.6. Независимость. Члены наблюдательного совета, которые были избраны, должны осуществлять свои полномочия без поручительства, данного им теми лицами, кто их рекомендовал, и независимо от интересов ассоциированных дочерних компаний. Это означает, что они не должны отвечать отдельным интересам, пренебрегая в то же время иными общими интересами. Председатель совета должен быть уверен, что информация является доступной всем акционерам.

2.7. Повторное назначение. Повторное назначение не должно противоречить профилю компании и рассматриваться как нежелание «притока свежей крови». Обсуждения, связанные с повторным назначением, должны проходить при отсутствии самого лица, а решение приниматься на основе сообщения председателя о результатах собеседования с ним. При повторном назначении указываются причины данного представления. Аналогично строится процедура повторного назначения председателя. В этом случае в качестве председателя выступает его заместитель или другой член наблюдательного совета.
Члены наблюдательного совета в компаниях, которые не являются субъектами «структурного режима», назначаются на определенный период времени.

Наблюдательный совет должен определить последовательность рассмотрения вопросов о повторном назначении, чтобы избежать большого числа переизбраний. За основу берется четырехлетний срок пребывания в должности.

2.8. Досрочное прекращение полномочий. Досрочная отставка членов наблюдательного совета может быть признана целесообразной в случаях неудовлетворительного осуществления ими своих полномочий, фундаментальных расхождений во мнениях или конфликта интересов, а также в случае, если есть сомнения в их добросовестности. В подобных ситуациях Председатель наблюдательного совета должен играть активную и решающую роль.

2.9. Конфликт интересов. Член наблюдательного совета при конфликте интересов, должен немедленно сообщить об этом председателю. Если эта ситуация носит случайный характер, достаточно воздержаться от участия в разбирательстве и в принятии решения по данному вопросу.

2.10. Членство в наблюдательном совете разных компаний. Членство в наблюдательных советах компаний должно быть ограничено, чтобы гарантировать надлежащее исполнение соответствующих полномочий. При этом должен учитываться объем работы в нелистинговых компаниях и в других учреждениях.

Члены наблюдательного совета должны выбираться из большого числа кандидатур. Этому может способствовать дальнейшая интернационализация структуры наблюдательного совета. Возможность занятия должностей предоставляется тем исполнителям, которые активно осуществляют свои обязанности.

2.11. Перекрестные связи. Иерархическая структура в рамках группы, имеющей единые интересы, перекрестные связи и иные системы отношений между людьми, находящимися под взаимным наблюдением, не служит препятствием для независимой деятельности членов наблюдательного совета.

2.12. Ценные бумаги. Ценные бумаги компании, держателями которых являются члены наблюдательного совета этой же компании, должны представлять собой долгосрочные инвестиции. Общее число принадлежащим их акций, сертификатов акций и биржевых опционов подлежит опубликованию в годовом отчете компании.

2.13. Порядок вознаграждения. Размер вознаграждения членов наблюдательного совета не должен зависеть от результатов деятельности компании. Фондовые опционы не должны предоставляться им только в связи с их статусом. Нежелательно также выплачивать отдельные вознаграждения по их просьбе.

В пояснениях к годовому балансу должно быть отдельно указано, существуют ли, и если да, то какие, коммерческие отношения между компанией и данным членом наблюдательного совета.

2.14. Личный доход. Члены наблюдательного совета не должны извлекать никакого личного дохода от деятельности компании кроме вознаграждения в качестве членов наблюдательного совета или от прироста капитала в результате владения акциями или дивидендов. Это означает, что для того, чтобы предотвратить любую возможность злоупотреблений, члены наблюдательного совета должны ограничить свободу действий в отношении своей частной собственности, в том числе операций с акциями компании и с другим имуществом, а также в занятии дополнительных должностей.

* Рекомендации Комитета в отношении членов наблюдательного совета применяются и когда наблюдение в/листинговой/ компании осуществляется в большей степени не наблюдательным советом, а другими органами компании.

3. Наблюдательный Совет: порядок деятельности

3.1. Полномочия наблюдательного совета и порядок их осуществления. Наблюдательный совет возглавляется председателем, который обеспечивает надлежащее его функционирование. Председатель обладает исключительными полномочиями в обсуждении вопросов, имеющих особое значение4 при установлении связей между членами наблюдательного совета и советом директоров, бухгалтером и внешними консультантами.

Председатель находится в регулярном контакте с председателем совета директоров. Исключительные полномочия наблюдательного совета и его председателя определяются положениями. Наблюдательный совет рассматривает также вопросы о внесении дополнений в правила, регулирующие его взаимодействие с советом директоров, профессиональными комитетами и инвесторами. Принятие таких положений должно быть отражено в отчете наблюдательного совета для годового отчета компании.

3.2. Комитеты. Наблюдательный совет формирует из своего состава комитеты: избирательный, по назначению, аудиторский, по вознаграждениям. Комитеты разрабатывают и дают рекомендации полному составу наблюдательного совета.

1. Избирательный комитет:

  • подготовка критериев при выдвижении кандидатур членов наблюдательного совета, исполнительных директоров и высших управляющих должностей;

  • оценка размера и структуры наблюдательного совета и совета директоров;

  • оценка работы отдельных членов наблюдательного совета и совета директоров;

  • подготовка предложений для повторного избрания.

2. Комитет по вознаграждению:

  • оценка системы вознаграждения;

  • оценка порядка предоставления опционов, прав на пенсионное обеспечение, схем дополнительной компенсации и других доходов;

  • оценка страхования ответственности компании.

3. Аудиторский комитет: см. п. 6.4 данного отчета.

3.3. Периодичность собраний наблюдательного совет. Совет должен собраться в соответствии в предварительно согласованным расписанием.

В случае периодического отсутствия на заседаниях членов совета просят объяснить причины неявки.

3.4. Сферы особого внимания. По меньшей мере один раз в год наблюдательный совет должен обсуждать стратегию и риски компании, а также результаты оценки систем внутреннего контроля, произведенной советом директоров. Наблюдательный совет должен также оценить соответствие фактических результатов стратегии и достижения целей, сформулированных в предыдущем периоде. О таком обсуждении должно быть упомянуто в отчете наблюдательного совета, включаемого в годовой отчет компании, причем не обязательно должно быть раскрыто содержание обсуждения.

3.5. Собрания при отсутствии совета директоров. Не менее чем один раз в год наблюдательный совет должен проводить заседания без участия совета директоров и обсуждать свою собственную деятельность, свои отношения с советом директоров, а также структуру и деятельность совета директоров, включая вопросы правопреемства (succession) и вознаграждения. Проведение такого заседания должно быть отражено в отчете наблюдательного совета, включаемого в годовой отчет компании.

3.6. Утверждение годового баланса и политики менеджмента. Повестка дня годового общего собрания акционеров предполагает как принятие четких решений об одобрении политики компании и тем самым об освобождении от ответственности совета директоров и наблюдательного совета, так и, в отдельных случаях, принятие годового баланса.

Это означает, что в повестку дня, с одной стороны, должны быть включены: утверждение годового баланса, включая распределение дивидендов (если компания является субъектом «структурного режима»), или принятие годового баланса, включая предложения по выплате дивидендов (dividend proposals) (если компания не является субъектом «структурного режима»), а с другой — одобрение политики, проводимой советом.

3.7. Делегированные члены наблюдательного совета. Постоянное представительство члена наблюдательного совета в совете директоров может создать в компании основу для конфликта в результате смешения наблюдательных и управленческих функций. Однако в исключительных обстоятельствах наблюдательный совет может выдвинуть своего члена-представителя в совете директоров для осуществления этих функций на временной основе, приостанавливая его деятельность в наблюдательном совете.

4. Совет Директоров

4.1. Полномочия. Совет директоров несет ответственность за управление компанией, реализацию целей ее деятельности, ее стратегии и политики, достижение лучших результатов.

4.2. Цели деятельности и стратегия. Совет директоров должен представлять наблюдательному совету письменный отчет о целях деятельности компании, стратегии и общих рисках, а также о механизмах, необходимых для контроля за финансовыми рисками. Цели деятельности отражаются в показателях роста дохода в расчете на акцию, дохода с использованного капитала (return on capital employed), размера чистой прибыли (net profit margin), оборота капитала и т. п. Отчет должен также отражать стратегию, использованную компанией для достижения целей. Здесь учитываются сферы деятельности, изменения ее основных -направлений и политика приобретений акций других компаний. Во всех случаях необходимо использовать количественные показатели.

4.3. Контроль рисков. Совет директоров представляет наблюдательному совету письменный отчет о рисках, которые может повлечь осуществление политики и стратегии. Для принятия рисков следует привести данные о финансовом состоянии, действующих процентных ставках, экономическом росте (в определенных странах, регионах), политических рисках, сырьевых ресурсах и окружающей среде.
Для четкого определения степени реализации целей необходим контроль по следующим категориям:

  • надежность финансовой информации;

  • результативность (effectiveness) и эффективность (efficiency) корпоративных процессов;

  • соблюдение соответствующих законов и положений.

Совет директоров прежде всего несет ответственность за эффективные системы внутреннего контроля. Минимальным требованием является отчет о своей оценке структуры и функционирования систем внутреннего контроля, что предполагает уверенность в достоверности финансовой информации.

Основные пункты отчетов, упоминаемых в п. 4.2 и в данном пункте, должны быть постоянной и четко изложенной частью годового отчета. Для достижения консенсуса по этому вопросу должны быть проведены структурные консультации с привлечением разработчиков и пользователей информации об отчетности, а также специалистов по бухгалтерскому учету.

4.4. Порядок вознаграждения. Согласно действующему в Нидерландах законодательству о компаниях общее собрание акционеров определяет порядок и размер вознаграждения членов совета директоров, если иное не предусмотрено уставом компании. По общему правилу, порядок и размер вознаграждения фиксируется наблюдательным советом. Дополнительно к информации, требуемой на основе существующих уставных положений, общая сумма вознаграждения в годовом отчете должна быть разделена на выплаты действующим и бывшим членам совета. Отказ от этого правила возможен в случае, если анонимность индивидуальных членов совета директоров не может быть гарантирована.

4.5. Ценные бумаги. Члены совета директоров должны иметь возможность быть или стать акционерами компании.

Ценные бумаги компании, которыми владеют члены совета директоров, должны быть предназначены для долгосрочного инвестирования. Общее количество принадлежащих им ценных бумаг, находящихся во владении всех членов совета директоров на конец финансового года, должно быть включено в годовой отчет и подразделено на:

  • акции (сертификаты акций);

  • конвертируемые облигации;

  • ликвидные опционы (marketable options);

  • опционы, выпущенные компанией;

вместе с наиболее существенными условиями, относящимися к этим положениям.

4.6. Планы опционов акций служащих. План опционов акций, принадлежащих служащим, предназначен для усиления их связей с компанией на долгий срок (минимум 3 года). Опцион является формой вознаграждения, которое должно быть пропорционально успешности усилий, предпринятых данным лицом для увеличения рыночной ценности компании. Это отражается в условиях предоставления опциона. Опционы, предоставленные компанией в финансовом году, должны быть включены в годовой отчет вместе с наиболее существенными условиями, относящимися к ним.

4.7. Личный доход. Члены совета директоров не должны получать личных доходов от деятельности компании, кроме обусловленного вознаграждения или прироста капитала и дивидендов, начисленных от владения ими ценных бумаг и относящихся к ним финансовых инструментов.
Чтобы предотвратить любую возможность злоупотреблений, они должны согласиться с некоторыми ограничениями свободы действий в распоряжении их частной собственностью в виде акций компании и относящихся к ним инструментов, а также занятий ими дополнительных должностей.

5. Общее собрание акционеров и роль инвесторов

5.1. Введение. Капитал компании выполняет две взаимно сочетающиеся функции: финансовое обеспечение и обеспечение влияния. При нормальных условиях нет оснований для разграничения этих функций. Общим принципом должно быть пропорциональное соотношение между величиной вклада в капитал и влиянием. Этот принцип обычно выражается в правиле: «одна акция — один голос». Все инвесторы, крупные и мелкие, таким образом обретают способность влиять на деятельность компании в соответствии с размером своего участия в ее капитале.
Другой принцип состоит в том, что носители риска капитала (владельцы инвестиций) должны иметь право требовать от управляющих ясный и четкий отчет о политике компании. Однако, к сожалению, нет четкости в установлении обстоятельств, которые могли бы служить основанием для отхода от этого принципа и которые могли бы быть полностью просчитаны носителями риска*.

Влияние инвесторов может быть усилено при действительной подотчетности перед акционерами или владельцами сертификатов акций. Совет директоров и наблюдательный совет должны внимательно учитывать их реакцию при определении своей будущей политики.

Комитет разработал конкретные критерии для выполнения обязанностей при предоставлении отчетности. На основе этих критериев можно обсуждать политику и содержание влияния на общем собрании акционеров.

Существует ряд обстоятельств, которые могли бы служить основанием для отхода от принципа соответствия влияния размерам вклада в капитал.

1. В большинстве случаев на общем собрании представлено ограниченное число акционеров. Неизбежный риск здесь связан с тем, что представленные на собрании акционеры в действительности обладают непропорционально высокой степенью влияния. При этом качество вклада акционеров иногда оставляет желать лучшего. При таких обстоятельствах есть все основания прибегнуть к выпуску привилегирован ных акций и сертификатов. Это позволит обеспечить преемственность при разработке и принятии решений.

2. Ситуация, когда компания стоит перед угрозой враждебной (конкурирующей) стороны установить над ней контроль. Управляющий состав компании в этом случае должен располагать достаточным запасом времени, чтобы обеспечить адекватную защиту интересов, которые затрагиваются таким поглощением. При таких обстоятельствах протекционистские меры могут быть приняты без ограничений. Положения по предотвращению попыток установления такого контроля не подпадают под компетенцию Комитета, и по данному вопросу ожидается разработка соответствующего законодательства.

Комитет уверен, что если акционеры, особенно институциональные инвесторы и другие крупные владельцы акций, фактически представлены на общем собрании акционеров и заставляют прислушиваться к своим взглядам, то несомненно повысится эффективность их участия. Вместе с тем при повышении коэффициента участия инвесторов в общем собрании акционеров сократятся ограничения для влияния тех, кто рискует при вложении капитала.

5.2. Общее собрание акционеров. В принципе корпоративное право Нидерландов предоставляет достаточные полномочия акционерам. Однако в то же время предусмотрены отдельные возможности для существенного сокращения данных полномочий в уставах компаний. Таковы, например, условия, при которых для принятия решений общим собранием акционеров требуется объединение голосов владельцев привилегированных акций.

Возможны также обстоятельства, при которых инвесторы не могут использовать данные им полномочия в объеме, пропорциональном размеру их инвестиций: например, если на собрании доминирует блок голосов инвесторов, которые не несут на себе риск капитала или несут его в объеме, не пропорциональном количеству их голосов.

Независимо от различий, которые существуют в компаниях по отношению к роли, полномочиям и структуре общего собрания акционеров, в целом для каждой компании оно представляет собой форум (съезд), перед которым отчитывается совет директоров и наблюдательный совет и перед которым они несут ответственность за свою деятельность. Повестка дня должна обязательно включать стратегию компании, финансовую и иную политику, результаты коммерческой деятельности.

* За исключением случаев правового регулирования. Гражданский кодекс устанавливает, что обязанность предоставления такой информации не должна препятствовать соблюдению интересов компании.

На общем собрании акционеров происходит полноценный обмен идеями между исполнительными лицами компании и инвесторами. Поэтому здесь обязательно должна быть представлена необходимая информация, позволяющая на основе достоверных данных и их анализа эффективно взаимодействовать в критической оценке стратегии, рисков, финансовых результатов деятельности компании. Конечно, это требует деятельного участия не только генеральных директоров и других управляющих, но и самих инвесторов.

Высказываемые на основе этой информации взгляды большого числа крупных и мелких инвесторов подлежат широкому и сбалансированному обсуждению на собрании. Все инвесторы — частные и институциональные, крупные и мелкие, резиденты и нерезиденты — должны быть поддержаны в утверждении своего влияния на деятельность компании. Тем, кому переданы полномочия реальных носителей риска капитала, должны во время разработки и принятия решений постоянно следить за соблюдением этих требований.

Если общее собрание акционеров функционирует надлежащим образом, то повышается и коэффициент участия инвесторов, которые призваны активно участвовать в его проведении. Это позволит предотвратить ситуацию, при которой собрание окажется под доминирующим влиянием нескольких лиц, которые не представляют интересы большой группы инвесторов, что создает опасность неудовлетворительного правопреемства при разработке и принятии решений.

5.3. Взаимное доверие. Основным принципом является то, что совет директоров и наблюдательный совет должны пользоваться доверием общего собрания акционеров. Поэтому Комитет рекомендует, чтобы это обязательно учитывалось при назначении членов советов. Без такого доверия советы директоров и наблюдательные советы не смогут долгое время удовлетворительно осуществлять свои полномочия.

Если компания следует этим и другим соответствующим рекомендациям Комитета, то система сотрудничества, которая положена в основу «структурного режима», сможет удовлетворительно функционировать. В связи с этим нет особой необходимости в изменениях в законодательстве, тем более что они могут парализовать дискуссии по вопросам совершенствования корпоративного управления на длительный период.

5.4. Влияние инвесторов
5.4.1. Введение
. Комитет выражает уверенность в том, что инвесторы должны иметь реальное влияние в компании. При этом Комитет учитывает, что при ряде уже упомянутых обстоятельств обеспечение правопреемства в процессе принятия решений и защиты от попыток установления контроля над компанией может служить основанием для отхода от принципа соответствия степени влияния инвестора и размерами его вклада в капитал. Однако Комитет уверен, что такой отход не может лишить инвесторов возможности оказывать реальное влияние. Правление компании не может позволить себе в течение длительного времени игнорировать мнения инвесторов по вопросам, затрагивающим их интересы.

5.4.2. Воздействие разнообразия правил. В разделе 5.5 доклада перечислены вопросы, представляющие особое значение для инвесторов, по которым они должны иметь возможность оказывать свое влияние. В связи с этим Комитет отметил, что в листинговых компаниях действует большое разнообразие правил и структур, которые ограничивают влияние инвесторов. Такое разнообразие и множество различных обстоятельств, с которыми сталкиваются компании, не позволяет представить конкретные рекомендации по изменению этих правил с тем, чтобы усилить влияние инвесторов. Вместе с тем Комитет уверен, что для любой компании возможно и желательно внимательно анализировать собственную ситуацию, реально оценивать свое положение. У каждой компании есть возможность сформировать сбалансированное должным образом мнение о том, нуждаются ли ее инвесторы в большем влиянии и какие меры требуются для того, чтобы этого достичь. Причем это может быть достигнуто без существенного умаления вполне обоснованного желания обеспечить правопреемство в процессе разработки и принятия решений или защитить существующие положения и структуры.

5.4.3. Учет акций и отчетность. Согласно рекомендациям Комитета, на основе пунктов, перечисленных в разделе 5.5, совет директоров должен учитывать возможность для инвесторов оказывать влияние в компании, фиксируя это в соответствующем отчете. В таком отчете совет директоров должен указать в каких направлениях следует усиливать влияние инвесторов и какие меры нужно предпринять для этого. Комитет рекомендует, чтобы отчет включался в повестку дня собраний акционеров. Инвесторы, в частности институциональные, должны быть привлечены в удобное время для изложения своих взглядов по вопросам, связанным с этим отчетом, таким, как ниже перечисленные критерии и положения (см. раздел 5.6), а также для активного участия в обсуждениях на собраниях акционеров.

Для того чтобы установить основу для дискуссий между правлением компании и инвесторами, Комитет в разделе 5.6 предлагает перечень некоторых положений, направленных на ограничение влияния инвесторов, и несколько общих предложений о возможностях расширения их влияния. Это далеко не исчерпывающие предложения и рекомендации. Комитет исходит из того, что инвестор безусловно должен иметь возможность оказывать серьезное влияние и что компания обязана установить, на основе этих и иных критериев, соблюдается ли это требование, и если нет, то какие меры могут быть предприняты для расширения влияния инвестора.

5.4.4. Дополнительные рекомендации. Комитет дополнил и уточнил свои рекомендации о том, чтобы влияние инвесторов обсуждалось на собрании акционеров с учетом критериев, указанных в разделе 5.5.

Основной принцип (см. раздел 5.4.1), в соответствии с которым совет директоров не вправе игнорировать общую позицию инвесторов, теряет всякий смысл, если инвесторам даже не предоставляется возможность высказать свое мнение. Из этого следует, что они должны участвовать в формировании повестки дня общего собрания акционеров.

Для того чтобы повысить эффективность такого обсуждения, важно не только своевременное предоставление советом директоров нужной и качественной информации, но и создание для самих инвесторов возможности прибегнуть к помощи инвестиционных аналитиков и прессы (см. рекомендации в разделе 5.8).

Представительная природа общего собрания акционеров обусловлена не только более высоким уровнем присутствия (см. раздел 5.2), но и эффективной системой представительства по доверенности. Группа разработчиков сейчас готовит предложения по введению такого представительства. Комитет надеется, что пути и средства, изложенные в разделе 5.9, могут способствовать соблюдению данной рекомендации.

Комитет рекомендует также (см. раздел 5.10), чтобы мелким акционерам была предоставлена возможность выхода из состава акционеров в случае, если какая-то группа, имеющая большинство голосов, приобретает контроль над компанией.

5.5. Критерии. Комитет выделил ряд позиций, по которым можно было бы проанализировать роль и влияние инвесторов:

1) стратегическая политика компании, включая потенциальный рост, направления деятельности, виды риска, цели распределения прибыли (target profit);
2) значительные изменения правового характера и размера компании;
3) политика в отношении дивидендов (размер и форма дивидендов);
4) размер и структура акционерного капитала, включая, например, виды акций (сертификатов акций), предполагаемые выпуски, выкуп акций, планы опционов, аспекты реализации акций на рынке и право преимущественной покупки;
5) изменения устава компании;
6) принятие и(или) утверждение годового баланса.
Первый и второй критерии отвечают требованиям раскрытия информации, остальные касаются усиления влияния инвесторов.

5.6. Множественность и кумуляция норм («меню»). В разных компаниях действует больше различных норм и положений, ограничивающих права обыкновенных инвесторов, чем предусмотрено законодательством.

Замечания Комитета призваны создать первоначальную основу для обсуждения. Открытая дискуссия по этим вопросам, по мнению Комитета, усилит взаимное доверие между советом директоров и наблюдательным советом, с одной стороны, и инвесторами с другой. В зависимости от конкретных обстоятельств, в результате обмена мнениями может быть сделан вывод о необходимости переоценки позиции инвесторов.

5.6.1. Сертификация. На практике термин «сертификация» (выпуск сертификатов в обмен на оригиналы акций) используется для различных целей. Иногда преследуются чисто защитные функции, иногда существуют другие цели.

Комитет учитывает, что в начале 70-х годов позиция держателей сертификатов акций имела правовое признание и защиту, по крайней мере для владельцев сертификатов, выпущенных в сотрудничестве с компанией. Их следует приглашать на общее собрание акционеров, им должно быть предоставлено право участвовать в обсуждениях. Более того, держатели сертификатов акций имеют право обращаться в суд по поводу нарушений закона, если у них есть подозрение в служебных злоупотреблениях. Причем они обладают этим правом независимо от того, были ли сертификаты акций выпущены при сотрудничестве с компанией или без такового.

Комитет обратил особое внимание на состав и обязанности совета по доверительному управлению и на то, возможно ли при нормальных условиях предоставление владельцам сертификатов акций права голосовать через своих представителей.

Комитет отметил, что для листинговых компаний нежелательно, чтобы в совете по доверительному управлению преобладали лица, которые в то же время занимают определенные посты в компании. С учетом Правил листинга на Амстердамской бирже при размещении сертификатов акций с ограниченной возможностью обмена, выпущенных при сотрудничестве компании, должна быть гарантирована независимость состава совета.

Однако эти правила не предусматривают способы назначений или увольнений членов совета. Регулирование здесь направлено на гарантию независимости совета директоров компании и предоставления владельцам сертификатов акций достаточной возможности определить свои пожелания по назначениям и увольнениям. Этим мог бы заниматься специальный отдел по доверительному управлению, созданный в компании. Владельцы сертификатов акций могут также обладать полномочиями по выдвижению числа кандидатур членов совета, равного меньшинству в нем. Если сертификация была проведена для защиты от попытки установления контроля над компанией, то усиление влияния владельцев сертификатов акций на состав совета означало бы, что сертификация больше не является эффективным средством такой защиты.

Предоставление владельцам сертификатов акций права влиять на назначение, выдвижение в состав совета по доверительному управлению представителей меньшинства обусловлено стремлением уравновесить влияние владельцев сертификатов акций и членов совета директоров.

Конечно, существуют другие средства достижения такого равновесия, например использование модифицированной процедуры назначения и увольнения, которая способствует большей степени независимости совета по доверительному управлению.

Комитет предполагает, что отдел по доверительному управлению должен предоставить право представительства тем владельцам сертификатов акций, которые испрашивают это право, за исключением случаев, когда это противоречит системе сертификации.

В соответствии с Правилами листинга на Амстердамской фондо вой бирже отдел по доверительному управлению призван содействовать соблюдению интересов организации, выпускающей ценные бумаги, предприятий, объединенных с ней, связанных с ней других организаций.

При отсутствии полномочий на передачу ответственности владельцам сертификатов акций руководству отдела придется голосовать по своему усмотрению.

Для того чтобы устранить препятствия в предоставлении прав представительства владельцам сертификатов акций, Комитет предлагает изменить формулировку целей отдела по доверительному управлению и, если необходимо, соответствующие нормы листинга.

Комитет уверен, что при нормальных условиях предоставление права представительства владельцам сертификатов акций совсем не обязывает отдел по доверительному управлению специально представлять интересы компании и всех ее акционеров — ведь именно этим интересам отвечает возможность владельцам сертификатов акций высказывать свое мнение в приемлемой форме. Именно этому служит их право представительства.
Очевидно, что для предоставления такого права потребуются определенные расходы. Между тем само это право остается нереализованным, если лицам, испрашивающим его, такие расходы запрещены. Из этого следует, что данные издержки должны относиться на счет компании.

Если совет по доверительному управлению уверен, что имеются основания для отказа в предоставлении права представительства владельцам сертификатов акций, он должен обосновать свою точку зрения перед ними. Для этого Комитет рекомендует созывать собрание владельцев сертификатов акций.

Совет по доверительному управлению в целом обязан учитывать мнения владельцев сертификатов акций и, если необходимо, согласовывать возможности своего голосования на общем собрании акционеров.

Основной принцип состоит в том, что совет, соблюдая интересы компании, ее акционеров и рекомендации Комитета, должен тщательно формировать свое собственное, независимое мнение о ходе дел в компании и по вопросам, которые предстоит обсудить на собрании акционеров. Совет выразит на нем свое мнение при голосовании.

5.6.2. Привилегированные акции. При назначении и увольнении членов совета директоров и наблюдательного совета исключительные полномочия часто присваиваются владельцам привилегированных акций. По мнению Комитета, согласно основному принципу, изложенному в п. 5.3, совет директоров и наблюдательный совет должны пользоваться доверием общего собрания акционеров; без такого доверия они не могут удовлетворительно осуществлять свою деятельность в течение длительного времени. Владельцы привилегированных акций должны помнить об этом, пользуясь своими полномочиями при формировании совета директоров и наблюдательного совета. Они в ряде случаев должны одобрять и решения, принятые другими органами, включая общее собрание акционеров по таким вопросам, как решения по изменению устава компании или величины уставного капитала.

Если привилегированные акции были выпущены с целью защиты интересов компании и предприятия, с ним связанного, при соблюдении рекомендаций Комитета владелец этих акций должен особенно учитывать интересы и мнения инвесторов. Эти же интересы должны учитываться и когда представители совета директоров и наблюдательного совета компании определяют порядок голосования принадлежащими им привилегированными акциями.

Обычно голосование привилегированными акциями осуществляется заочно. Отсутствие одобрения рассматривается как существенный пробел в повестке дня общего собрания акционеров. Комитет считает, что при заочном одобрении владелец привилегированных акций, выпущенных для защиты интересов компании, не должен настаивать на порядке принятия решений, заявленном инвесторами на общем собрании акционеров, если это противоречит интересам компании.

5.6.3. Преференциальные акции. Следует различать финансирующие и защитные преференциальные акции. По мнению Комитета, финансирующие преференциальные акции не должны выпускаться до тех пор, пока совет директоров не представит отчет о предполагаемом выпуске на общем собрании акционеров и докажет финансовую выгоду, которую принесет компании этот выпуск. Особое внимание при этом следует уделить сумме прибыли в расчете на одну обыкновенную акцию.

Согласно основному принципу, принятому Комитетом, существует известное соотношение между инвестициями и влиянием. Этот принцип соблюдается, если стоимость выпущенных преференциальных акций существенно не отличается от рыночной стоимости обыкновенных акций. Однако непреложным фактом остается то, что за период своего обращения характер финансирующих преференциальных акций может существенно отличаться от характера обыкновенных акций. Если же для достижения существенной финансовой выгоды стоимость преференциальных акций должна существенно отличаться от рыночной стоимости обыкновенных акций, то, по мнению Комитета, следует определить, может ли их сертификация привести к распылению прав голосующих держателей обыкновенных акций.

финансирующие преференциальные акции не должны выпускаться с целью защиты интересов компании — для этого можно было бы использовать защитные преференциальные акции. Компания не может передавать финансирующие акции по длительным контрактам. Для этого требуется специальное одобрение общего собрания акционеров.

Комитет уверен, что при нормальных условиях защитные преференциальные акции не должны выпускаться. При принятии решений, не направленных на защиту компании от установления контроля со стороны конкурентов, владелец таких акций должен воздержаться от права голоса, предоставляемого этими акциями.

5.6.4. Компании с особым статутом (структурным режимом). В п. 5.3 мы уже обращали внимание на исключительные полномочия наблюдательного совета по назначению своих членов и состава совета директоров. Закон предоставляет наблюдательному совету и иные императивные полномочия: принятие годового отчета (если компания является субъектом структурного режима) и утверждение наиболее важных резолюций совета. Комитет не считает нужным ликвидировать императивные полномочия, предоставляемые законом.

Отлична позиция Комитета при рассмотрении дополнительных полномочий наблюдательного совета, которые могли бы урезать права общего собрания акционеров и быть предоставлены наблюдательному совету уставом на основании действующего законодательства.

В случае, когда разработка и принятие решения происходят по инициативе общего собрания акционеров, наблюдательный совет и совет директоров, пользуясь своими дополнительными правами, и при заочном одобрении этих решений не должны настаивать на предложениях, сделанных инвесторами на общем собрании, если это не противоречит существенным интересам компании. Если позиция, занимаемая наблюдательным советом, противоречит таким интересам, следует изменить устав с тем, чтобы отменить его дополнительные полномочия. Помимо добровольного предоставления прав наблюдательному совету на основании устава в компаниях с исключительным особым статутом, есть компании, где такой статут применяется полностью или частично. При отсутствии достаточных оснований такое применение особого статута прекращается.

5.7. Повестка дня. Важно предоставить акционерам и владельцам сертификатов акций возможность оказывать свое влияние на формирование повестки дня общего собрания акционеров.

Некоторые компании в своих уставах предоставляют им четко выраженное право вносить предложения в повестку дня. Если в уставе такое положение не предусмотрено, это не означает, что совет директоров может просто игнорировать предложения включить тот или иной вопрос. Совет директоров должен признать, что взаимное доверие между ним, акционерами и владельцами сертификатов акций подразумевает, что вопросы, своевременно включенные ими в повестку дня, должны быть внимательно рассмотрены. Если включения вопроса в повестку дня требуют инвесторы, которые лично или коллективно представляют 1% подписного капитала (issued capital) или чьи акции или сертификаты акций составляют долю фондового рынка (share market value) в размере не менее 500 000 нидерландских гульденов на дату проведения собрания, такое требование должно быть удовлетворено. Оно должно быть представлено совету директоров или председателю наблюдательного совета по крайней мере за 30 дней до даты проведения собрания, если это не противоречит, по мнению наблюдательного совета и совета директоров, существенным интересам компании.

Комитет рекомендует, чтобы совет директоров четко установил, какие предложения, соответствующие вышеуказанным критериям, не приняты, и объяснил причины, по которым такие вопросы не были включены в повестку дня.

5.8. Инвестиционный анализ и пресса. В интересах всех инвесторов требуется совершенствование инвестиционного анализа различных отраслей. Это основная задача как для инвестиционных аналитиков, так и для самих акционеров. Финансовая пресса при этом сыграет роль, выступая в качестве критического и независимого участника.

5.9. Представительство по доверенности. Для компании и акционеров и владельцев сертифика тов акций (или их групп) должна быть учреждена эффективная система представительства по доверенности, действующая за счет рациональных издержек. Ее разработка, публикация условий ее принятия и внедрение должны быть поручены независимому органу. Эти условия должны обеспечивать реальную возможность взаимных контактов акционеров (в том числе и других компаний), владельцев сертификатов акций и всех лиц, занятых разработкой и принятием решений на общем собрании акционеров, и участия в обсуждении тех вопросов повестки дня, которые касаются интересов компании в целом, всех ее владельцев.

5.10. Миноритарные акционеры. До завершения дискуссий по 13-й Директиве Европейского Союза по корпоративному праву, Комитет рекомендует, что сторона, которая владеет 50 или более процентов акций листинговой компании и обладает контролем над ней, должна в течение определенного периода времени предложить, исходя из реальных условий, цену на оставшиеся акции или сертификаты акций (make a bid for the remaining shares).


6. Выполнение рекомендаций, аудиторы и рейтинг

6.1. Отчет о выполнении рекомендаций. Основные направления корпоративного управления в рамках компании должны быть отражены в годовом отчете. В нем компания должна дать мотивированное объяснение, в какой степени были выполнены рекомендации Комитета.

6.2. Отчет аудитора о выполнении рекомендаций. Наблюдательный совет может дать задание аудитору проверить правильность отчетов совета директоров по выполнению рекомендаций. О выявленных несоответствиях аудитор должен представить отчет правлению и наблюдательному совету.

6.3. Аудитор и системы внутреннего контроля. Аудит годового баланса является краеугольным камнем эффективного корпоративного управления. Краткий отчет (short form auditor"s report) аудитора устанавливает достоверность годового баланса для всех заинтересованных лиц. Совет директоров несет ответственность за подготовку годового баланса, аудитор же ответственен за предоставление своего отчета. Аудитор является независимым экспертом по предоставляемой и проверяемой информации.

В соответствии с международным опытом в корпоративном управлении внутренние и внешние аудиторы должны давать рекомендации и предупреждать о несоответствиях.

Анонсы мероприятий

Журнал Financial One - ведущее российское издание о финансовых рынках и биржевой торговле.

 

Передача: " Бизнес. По существу." Актуальные интервью с владельцами и руководителями компаний.

Издана книга А.А.Мецгера и А.В. Первушиной  "Корпоративное управление"
Октябрь 2018
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

| Новости | Новости Клуба | О Клубе | Корпоративное управление и поведение | Инвестиции | Семинары | Третейский суд | Раскрытие информации
© 2007 НП "Элитарный Клуб корпоративного поведения"
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном
использовании материалов гиперссылка на "www.elitclub.ru" обязательна.