Элитарный Клуб корпоративного поведения
Сегодня: 16 октября 2018

карта сайта | eng | fra
Корпоративное управление, корпоративный кодекс
На главнуюПоискНаписать письмо
Главная / Корпоративное управление и поведение / Материалы по корпоративному управлению / Корпоративное управление, его стандарты и их внедрение

И. Беликов (директор Российского института директоров)
В. Вербицкий (Российский институт директоров)

Корпоративное управление, его стандарты и их внедрение

Содержание процесса корпоративного управления

Становление рыночной экономики в постсоциалистических странах означает не только смену типа собственности и устранение административно-командного сверхцентрализованного хозяйственного механизма, но и повседневную работу по освоению форм и методов хозяйствования, используемых в развитых странах. На этой базе создается возможность модернизации и рационализации экономики, появляются соответствующие стимулы и движущие силы. Важным элементом нового хозяйственного механизма является корпоративная организация использования производственных ресурсов, функционирования общественного капитала.

Обобщение опыта развитых стран позволяет выделить следующие основные предпосылки развития акционерной формы бизнеса:
• быстрый рост рынка, на котором работает компания;
• быстрые изменения в технологиях, требующие значительных инвестиций;
• высокая конкуренция;
• наличие существенных свободных финансовых ресурсов вне банковской сферы;
• готовность собственников разделить право собственности и право контроля в обмен на предоставляемые компании финансовые ресурсы;
• наличие адекватной финансовой инфраструктуры;
• наличие адекватной правовой среды.

В странах с развитыми рынками публичные компании стали наиболее мощными экономическими агентами, определяющими общую динамику экономического развития своих стран, формирующими основную долю ВВП, определяющими интенсивность и направленность инвестиционных процессов, и, как правило, развитие новых отраслей и технологий.

На протяжении 90-х годов мы были свидетелями как быстрого роста числа публичных компаний в развитых странах, так и появления таких компаний в ряде стран с развивающимися рынками. Увеличение объема предлагаемых финансовыми рынками инвестиционных ресурсов, развитие институтов и технологий, способных обеспечить их аккумуляцию и вложение, снижение регулятивных барьеров – все это стимулировало процесс «открытия» компаний по отношению к внешним инвесторам.

Страны с развитыми рынками располагают высоким внутренним инвестиционным потенциалом и весьма совершенной инфраструктурой, дающей возможность быстро привлекать имеющиеся на рынке средства в акционерный капитал компании. Тем не менее, как показывает прежде всего опыт стран Западной Европы, выбор в пользу публичной компании – нелегкое решение для собственников и в этих благоприятных условиях.

В таких странах, как Франция, Италия, Испания, Португалия, немалое число частных собственников крупных и средних компаний (последние, по российским масштабам, являются весьма крупными) не спешит расстаться с абсолютным контролем, стремится использовать промежуточные этапы, которые позволили бы привлечь новых акционеров и одновременно сохранить контроль за компаниями (например, открытое акционерное общество с наличием контрольного или очень крупного собственника). Экономику всех развитых стран невозможно представить без сотен тысяч и даже миллионов частных компаний, часть из которых ведут свою деятельность в весьма крупных масштабах.

За последние десятилетия, как показал опыт развитых стран, бизнес стал очень гибко использовать организационно-правовые формы своей деятельности, переходя от одной к другой – из частной компании, контролируемой одним или небольшой группой акционеров, к публичной и обратно. В условиях быстрого экономического роста, особенно во вновь возникающих, перспективных отраслях, значительное число даже совсем недавно созданных компаний, стремящихся обогнать конкурентов уже на ранней стадии, выходят на рынок с предложением своих акций в том или ином объеме. В условиях замедления экономического роста или спада, снижения интересов инвесторов к фондовому рынку часть публичных компаний может реорганизоваться в частные путем выкупа своих акций у акционеров (как правило, по цене ниже той, по которой они были размещены). Часть из них на новом этапе экономического роста может вновь выйти на рынок с предложением своих акций.

В России в настоящее время зарегистрировано около 25000 открытых акционерных обществ. Однако для подавляющего их большинства характерно явное противоречие между организационно-правовой формой и стратегией развития, соответствующей частной компании (незаинтересованность в привлечении внешних акционеров, развитие за счет собственных накоплений и различных форм долгового капитала). К этой группе относится подавляющее большинство небольших и средних компаний.

Но среди них также есть немалое число крупных, а иногда и очень крупных по своим размерам компаний, настроенных на то, чтобы продолжать действовать по своеобразной модели «ОАО закрытого типа»...

Скачать статью полностью (.pdf, 471 Кб)>>

Анонсы мероприятий

Журнал Financial One - ведущее российское издание о финансовых рынках и биржевой торговле.

 

Передача: " Бизнес. По существу." Актуальные интервью с владельцами и руководителями компаний.

Издана книга А.А.Мецгера и А.В. Первушиной  "Корпоративное управление"
Октябрь 2018
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

| Новости | Новости Клуба | О Клубе | Корпоративное управление и поведение | Инвестиции | Семинары | Третейский суд | Раскрытие информации
© 2007 НП "Элитарный Клуб корпоративного поведения"
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном
использовании материалов гиперссылка на "www.elitclub.ru" обязательна.